4 августа 2015, Алина Вашурина, Эквид

Оценка бизнес идеи: способы проверить работоспособность

Идея без реализации ничего не стоит. Но как понять, насколько перспективна эта идея? Можно ли вкладывать ресурсы в её развитие и воплощение, или лучше искать дальше?

Мы собрали шесть простых способов проверить свою идею на прочность.

1. Посмотрите на конкурентов

Вероятно, вы не создаёте с нуля новый рынок, и у вашей идеи уже есть конкуренты. Чтобы понять её жизнеспособность, можно посмотреть на существующие решения.

Есть несколько способов анализировать конкурентов:

  • Посмотрите, как давно работает их сайт. Это покажет Who Is.
  • Изучите, какой трафик попадает на их сайты и откуда. Используйте SEMRush и Similar Web.
  • Загляните в социальные сети конкурентов.

Задача — понять нишу, в которой находится продукт. Хорошо иметь крупных и развитых конкурентов (значит, рынок воспитан и он большой), а также слабых конкурентов на потенциально большом рынке.

2. Зарегистрируйтесь на BetaList

BetaList — это сообщество стартаперов, тестировщиков и любителей попробовать продукт первым. На сайте их более 25.000 человек, и они с удовольствием протестируют вашу идею.

1

На BetaList ждут технологические проекты. Сервис не допускает издательские, благотворительные компании, а также блоги, онлайн-курсы и книги. Кроме того, в списки BetaList пускают только проекты, которые не запустились публично. Еще одно формальное требование — посадочная страница, где пользователи регистрируются или оставляют почтовые адреса.

После регистрации BetaList отправляет проекты в лист ожидания. За 99 долларов можно поднять себя повыше в очереди. Зато после публикации проект получает сотни просмотров и десятки регистраций в первый же день. Обычно пользователи BetaList с удовольствием делается впечатлениями, рассказывают об ошибках и узких местах.

3. Посмотрите на тренды

Простой инструмент Google Trends показывает развитие интереса к заданным ключевым словам. Вы вводите слово (например, автозапчасти), а Google Trends показывает динамику поисковой активности, связанные ключевые слова и много другой полезной информации.
3

Очевидно, что не стоит выпускать продукт на стагнирующем рынке. Например, за последние пять лет запросы по слову «флешка» почти не растут — скорее всего, людям уже не так нужны флешки.

тренд флешки

4. Заполните таблицу Experiment Board

Experiment Board от Javelin — это таблица для тестирования своей идеи. Инструмент для тех, кто только выбирает свою нишу, еще не знает своих конкурентов, не чувствует клиентов и свои сильные стороны.

2
Таблица предлагает поштурмить всей командой. На листочках каждый выписывает слабые и сильные стороны, описывает типичных пользователей, предполагает проблемы. Затем листочки располагают в пустых квадратах и переходят к обсуждению.

Можно обойтись и без таблицы, но с ней легче следить за регламентом: важно не только критиковать, но и предлагать тоже.

5. Попробуйте краудфандинг

Краудфандинг используют для сбора денег. Однако его также можно использовать для проверки своей идеи «в бою».

Смысл сервиса — предложить людям профинансировать еще не существующий продукт в обмен на первые экземпляры. Если нужная сумма не собирается, то средства возвращаются обратно каждому жертвователю. В таком случае продукт очевидно не нужен.

5

Потратьте немного времени и создайте хороший краудфандинговый проект на Планете или Бумстартере. Вам потребуются фотографии, рисунки и подробное описание продукта.

Будьте осторожны и не заявляйте слишком оптимистичных целей. Если средства соберутся, вам придётся выполнить все обещания перед дарителями. В США многие стартапы неожиданно для себя собирают миллионы долларов инвестиций от пользователей Кикстартера, и закрываются, будучи не в силах изготовить десятки тысяч экземпляров продукта.

6. Создайте тестовую площадку

Простой лэндинг с полем для сбора электронной почты или магазин на Эквиде помогут протестировать идею лучше любых исследований.

Рассказывает Никита Павлов из Qlean:

«Первым делом мы решили проверить спрос на услугу и быстро оформили лэндинг, который собирал почту потенциальных пользователей. Разослали его друзьям по Фейсбуку и собрали около 200 заявок. Поняли, что спрос есть, после чего начали рисовать интерфейс сервиса».

Дайте будущим пользователям проголосовать за вашу идею — рублём или личной почтой.

Постарайтесь не тратить много сил на посадочную страницу или тестовый магазин. Сделайте их буквально на коленке. Если не хотите «светить» свою торговую марку — придумайте специальный бренд для теста.

И наконец, самое главное — не старайтесь доказать успешность своей идеи. Стремитесь утопить её на любом из этапов. Если ваша идея выдержит стресс-тест на этапе проверки, то воплотить её в жизнь будет проще.

Об авторе
Алина Вашурина — PR-директор в Эквиде. Пишет, чтобы вдохновлять и просвещать читателей обо всем, что связано с электронной коммерцией. Любит путешествовать и бегает марафоны.