Оферта интернет-магазина: зачем нужна и как составить
26 мая 2017, Анна Родионова, Эквид

Оферта интернет-магазина: зачем нужна и как составить

По закону интернет-магазин обязан заключить договор с каждым покупателем.

Не пугайтесь сразу: если вы подробно описали товар на сайте, а клиент оформил заказ, считается, что договор вы заключили автоматически. Единственный недостаток этого варианта — описание на сайте не поможет, если с заказом возникнут проблемы и клиент предъявит вам претензии.

Пример: по закону, покупатель может вернуть товар, купленный в интернет-магазине, в течение 7 дней. Но если продавец об этом не предупредил, то срок увеличивается до 3 месяцев.

Поэтому важные условия доставки, оплаты, возврата и другие стоит прописать в договоре. И вы будете спокойны, и покупатели довольны — они будут знать условия работы заранее и станут воспринимать вас как надежного продавца.

Подписывать договор с каждым клиентом не нужно. Достаточно создать оферту, которая избавит вас от бумажной волокиты.

Сегодня мы разберемся, что такое оферта, чем она отличается от обычного договора, и попробуем составить простую и понятную оферту для интернет-магазина по рекомендациям Главреда.

Что такое оферта и чем она отличается от договора

Оферта — это разновидность договора, который можно адресовать конкретному клиенту или группе клиентов (определение оферты в ГК РФ), а можно — сразу всем потенциальным покупателям интернет-магазина. Такая оферта называется публичной (определение в ГК РФ).

Иногда можно встретить словосочетание «договор оферты». Это неграмотно. Договор — это соглашение сторон, а оферта — всего лишь предложение заключить соглашение на определенных условиях.

Важно, чтобы условия были одинаковыми для всех клиентов. Если вы продаете сложный товар и предлагаете индивидуальные условия работы, публичная оферта не подойдет.

Оферта — предложение заключить договор с любым, кто отзовется

Чтобы оферта стала договором, клиент должен совершить акцепт — принять оферту. Для этого достаточно совершить любое действие, которое ясно укажет на согласие клиента с условиями договора. Например, выдать чек об оплате (ст. 438 ГК РФ и Правила дистанционной торговли).

Вы можете сами определить действие, которое должен совершить клиент, чтобы принять оферту. Это может быть регистрация на сайте, формирование заказа, оплата товара или подтверждение согласия с условиями оферты.

Как составить оферту для интернет-магазина

Можно позаимствовать текст оферты на сайте другого интернет-магазина, изменив её под себя, или скачать шаблон (в интернете много вариантов, например такой образец). Ваша оферта в результате будет выглядеть примерно так:пример стандартной оферты интернет-магазина

Единственная проблема такого стандартного документа — покупателю сложно его воспринимать. Юридические формулировки, многочисленные повторения… Можно сделать проще и понятнее, при этом документ не потеряет юридическую силу. Если вы заботитесь о своих клиентах, попробуйте составить оферту человеческим языком. Дальше расскажем, как это сделать.

Разберемся, что написать в оферте, а потом попробуем составить этот документ для выдуманного интернет-магазина. Будем продавать, например, брелоки-кролики:

товар для примера

По определению оферта должна содержать все существенные условия договора. Конкретного списка таких условий нет, все зависит от вашего товара или услуги и того, что вы считаете существенными условиями.

Мы выбрали несколько условий, которые снимают большую часть вопросов клиентов:

  • определение продавца и покупателя;
  • описание товара или услуги;
  • условия покупки: стоимость, количество, условия доставки, обмена и возврата, подтверждающие документы, политика конфиденциальности;
  • условия оферты: акцепт и изменение оферты.

Перед тем, как добавить условие, изучите требования ГК РФ (гл. 30) к такому виду договоров, Правила дистанционной торговли и Правила продажи отдельных видов товаров. Если ваше условие уже прописано в законе, его не обязательно повторять, оно будет действовать по умолчанию.

Если условие уже прописано в законе, добавлять его в текст вашей оферты необязательно, оно действует по умолчанию

Теперь попробуем составить оферту для нашего выдуманного магазина в инфостиле. Подробно читайте о нём в статье Главреда «Инфостиль в документах», а мы выделим основную мысль:

Пишите о важном простым языком

Раскроем существенные условия, о которых мы сказали выше.

1. Продавец

В оферте нужно указать сведения о компании: название, ФИО директора, реквизиты банковского счета, контакты.

Чтобы клиенты не теряли время на чтение громоздкого вступления, поместите реквизиты, ФИО и контакты в нижней части оферты, а в начале можно написать всего одно предложение:

Магазин «Кролик» предлагает заключить договор на условиях оферты.

2. Покупатель

Вы можете продавать товары или услуги всем, кто откликнется на оферту, или определить свою целевую аудиторию более конкретно. Например, это могут быть только физические лица.

Если можете определить клиентов достаточно коротко, то объедините два пункта в одно предложение. Например, наш магазин продает брелоки только физическим лицам:

Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.

3. Товар / услуга

Клиент должен понимать, что и в каком количестве получит. Правила продажи отдельных видов товаров подскажут, какие сведения вы обязаны указать по закону. Если у товара есть особенности, укажите их.

Можно сослаться на каталог товаров или описание услуги на сайте и не перечислять все в оферте.

Мы так и сделаем:

Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров доступно в разделе «Каталог».

4. Условия покупки

Перечислите все, что может вызвать проблемы или непонимание со стороны клиента: цену, способы оплаты, условия доставки, обмена и возврата.
Не нужно повторять в оферте какие-либо условия работы, если вы уже рассказали о них на сайте. Например, политика конфиденциальности, условия доставки. Дайте клиенту ссылку на страницу, где об этом уже написано.

В нашем магазине цены и способы оплаты можно посмотреть в каталоге, поэтому мы немного дополним последнее предложение:

Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров, цены и способы оплаты доступны в разделе «Каталог».

Если вы используете один способ доставки для всех клиентов, добавьте его в оферту, но не забудьте об ограничениях. Например, если вы используете только самовывоз, то укажите время работы пункта выдачи.

Большое количество вариантов доставки — преимущество магазина. Если простого перечисления недостаточно, лучше создайте на сайте раздел «Доставка», как это сделали PiterProf.

Наш выдуманный магазин доставляет товар Почтой России. Сроки доставки определяются Почтой России, отвечать за срыв сроков тоже должна служба доставки.

Мы отправляем товар в течение 2 дней с момента оформления заказа. Товар доставляется Почтой России до указанного почтового отделения за 7-10 дней. За срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки отвечает Почта России.

5. Условия обмена и возврата, жалобы

Оферта должна четко прописывать максимальные сроки возврата, порядок действий покупателя, а также срок и порядок возврата оплаты продавцом.

Товар надлежащего качества можно вернуть в течение 7 дней с момента получения при полном сохранении товарного вида. Для возврата отправьте письмо на support@myshop.ru и укажите: номер и дату заказа, контактный телефон. Если хотите вернуть бракованный товар, приложите к письму фотографию, на которой хорошо виден брак. Наш сотрудник свяжется с вами в течение 24 часов. При выполнении этих условий мы вернем деньги или заменим товар в течение 3 рабочих дней.

Подумайте, как вы будете решать возможные конфликты. Объясните это клиенту.

Мы не хотим сразу идти в суд, поэтому попросим клиентов писать жалобы на электронную почту, и попробуем решить проблемы в течение 3 дней.

При возникновении жалоб досудебный порядок разрешения споров обязателен. Отправьте нам письмо на support@myshop.ru. Мы рассмотрим претензию и ответим вам в течение 3 рабочих дней.

Если будем судиться, то в суде города У. 

Если договориться не получится, споры передаются на рассмотрение Арбитражного суда города У.

6. Сбор и хранение персональных данных

К этому пункту нужно отнестись очень внимательно. С 1 июля 2017 года вступают в силу поправки к статье 13.11 КоАп, которые ужесточают наказание за нарушение правил сбора, хранения и использования личных данных клиента. Подробнее можно почитать в статье о персональных данных Тинькофф-журнала.

Если кратко, то каждый, кто собирает и хранит личную информацию клиентов, например, электронную почту или номер телефона, является оператором персональных данных. Конечно, интернет-магазин использует данные клиента, как минимум, для оплаты и доставки товара и отвечает за сбор, хранение и использование этих данных.

Принцип такой: нужно объяснить клиенту, какие данные вы собираете, как используете и храните, и получить его согласие.

Наш магазин просит указать свое имя, контактный телефон и адрес доставки, а также позволяет оплачивать товар с помощью платежной системы Яндекс.Касса. Данные о банковских картах клиента собирает и использует платежная система, но мы должны предупредить об этом покупателя.

Покупатель согласен предоставить продавцу следующие персональные данные:

  • имя;
  • контактный номер телефона;
  • адрес электронной почты;
  • адрес доставки.

При оплате с помощью банковской карты клиент направляется на платежный сервис Яндекс.Касса, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.

Данные клиента используются для оплаты заказа и для доставки товара.

Лучше, если вы подготовите отдельный документ, например, с помощью онлайн-сервиса Контур. Персональные данные, и сошлётесь на него.

Если у вас уже есть Политика конфиденциальности, то смело вставляйте в оферту ссылку на документ.

7. Изменение оферты

Оферта — это предложение заключить договор, поэтому вы можете менять условия, когда захотите: добавлять или исключать способы доставки и оплаты, менять цену и т.д. Изменения коснуться новых клиентов, а старые будут работать с вами по старому договору.

Магазин вправе изменить оферту по своему усмотрению. Изменения вступают в силу с момента публикации на сайте www.myshop.ru.

Если вы продаете товар или услугу по подписке — это неудобно. Чтобы изменения коснулись старых клиентов, нужно написать в оферте, как клиенты будут принимать новые условия. Например:

Продавец может изменить оферту и договор. Об изменениях клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе, как минимум за 5 дней до вступления в силу нового договора. Если клиент не прислал отказ от новых условий, договор считается заключенным.

Пример оферты интернет-магазина

Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.

  1. Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров, цены и способы оплаты доступны в разделе «Каталог».
  2. Договор считается заключенным с момента оплаты заказа покупателем.
  3. Мы отправляем товар в течение 2 дней с момента оформления заказа. Товар доставляется Почтой России до указанного почтового отделения за 7-10 дней. За срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки отвечает Почта России.
  4. Товар надлежащего качества можно вернуть в течение 7 дней с момента получения при полном сохранении товарного вида. Для возврата отправьте письмо на support@myshop.ru и укажите: номер и дату заказа, контактный телефон. Если хотите вернуть бракованный товар, приложите к письму фотографию, на которой хорошо виден брак. Наш сотрудник свяжется с вами в течение 24 часов. При выполнении этих условий мы вернем деньги или заменим товар в течение 3 рабочих дней.
  5. При возникновении жалоб, досудебный порядок разрешения споров обязателен. Отправьте нам письмо на support@myshop.ru. Мы рассмотрим претензию и ответим вам в течение 3 рабочих дней.
  6. Если договориться не получится, споры передаются на рассмотрение Арбитражного суда города У.
  7. Покупатель согласен предоставить продавцу следующие персональные данные:
    • имя;
    • контактный номер телефона;
    • адрес электронной почты;
    • адрес доставки.

    При оплате с помощью банковской карты, клиент направляется на платежный сервис Яндекс.Касса, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.

    Данные клиента используются для оплаты заказа и осуществления доставки.

  8. Магазин вправе изменить оферту по своему усмотрению. Изменения вступают в силу с момента публикации на сайте www.myshop.ru.
  9. Реквизиты.


Наш магазин вымышленный, поэтому реквизитов здесь не будет :)

***

В одной странице текста покупатель сможет найти ответы на большинство вопросов: что вы продаете, как купить и получить товар, насколько вы надежный продавец. Вы же защитите себя от непредвиденных последствий, зафиксируете свои права и обязанности.

Мы описали основные пункты, которые можно включить в оферту. Если ваш бизнес требует добавить еще пару условий — добавляйте, но постарайтесь сделать это понятным и простым языком.

Об авторе
Анна Родионова — финансовый аналитик в Эквиде. Спортсменка, танцор и просто красавица (без шуток).