Бизнес в регионе: как локальному магазину конкурировать с гигантами рынка

Бизнес в регионе: как локальному магазину конкурировать с гигантами рынка

Читать 3 минуты

Рассказываем, как сделать региональный интернет-магазин прибыльным и конкурировать с крупными онлайн-магазинами, работающими на всю Россию.

Преимущества регионального интернет-магазина

Локальные магазины ближе к своим клиентам

Владельцы локальных бизнесов быстрее получают обратную связь от клиентов. Это позволяет оперативнее и качественнее работать с возражениями, а ещё делать более клиентоориентированный сервис, чтобы повышать лояльность покупателей.

Чтобы вернуть или обменять товар, не нужно ждать вечность

Покупатель может быстро вернуть, привезти на гарантийный случай, обменять, или отдать товар в ремонт вместо того, чтобы месяцами ждать доставки в другой город, проверки и доставки обратно. Это особенно актуально для техники и одежды, например, если есть неисправность или не подошёл размер.

Склад рядом и там есть всё, что нужно клиенту

В филиалах федеральных компаний в регионах часто нет складов и клиентам приходится ждать свой заказ дольше. Региональная компания не может работать без товара на складе, иначе прогорит.

Плюсы в том, что клиенту не нужно ждать доставку и платить за неё отдельно — он может прийти в шоу-рум и примерить вещь, посмотреть и проверить технику, а может заказать доставку курьером и получить в тот же день. Кстати, вот 3 способа, как её организовать.

Минусы тоже есть: товары залёживаются на складе, иногда приходится инвестировать в запасы крупные суммы. В магазинах одежды бывает так, что на 5 миллионов рублей по закупочным ценам продаётся товаров на 800 000 рублей по розничным. Избежать этого поможет тщательная проработка ассортимента.

Тщательно подобранный ассортимент

В огромном каталоге крупного сайта иногда очень сложно найти нужную вещь. Фильтры есть, но они не всегда облегчают поиск (плюс есть риск, что фильтры настроены неточно и вы просто упустите часть подходящих товаров). Иногда правильно настроить фильтр не получается без технических знаний, это заметно в магазинах техники: «Связном», «Эльдорадо», DNS.

В регионе легче узнать мнения покупателей и подстроить под них ассортимент, не распыляясь на откровенный хлам. Если у вас местный магазин, не закупайте всё подряд для «расширения ассортимента». Когда каталог небольшой, покупателю проще найти нужный товар, а продавцу — уделить внимание каждой позиции: например, сделать описание подробнее, подготовить фотографии и видеообзоры.

online-store-in-region

Например, в магазине «Морж» продаётся только мороженное, но зато какое!

Один часовой пояс с клиентами

Клиентам не придётся часами ждать, чтобы с вами связаться. Они получают поддержку и консультации тогда, когда им нужно, и лояльнее относятся к магазину.

Как не прогореть, работая на один регион

Конкурировать с гигантами сложно, но можно. Главное — следовать этим 8 советам.

Найдите область, в которой будете самым компетентным

Хорошо разбираетесь в фотоаппаратах? Занимайтесь ими. Любите походы и знаете всё о туристическом снаряжении? Продавайте его.

И так с любым товаром. Например, ферма Никола-Ленивец — семейное дело Сергея и Анны Морозовых. Когда-то они жили в большом городе, но с рождением детей решили переехать в деревню и выращивать продукты для себя и своих друзей. Супруги строят ферму, где люди, овощи и животные находятся в гармонии друг с другом и природой.

online-store-in-region

Овощи и зелень можно купить не только на сайте, но и лично посетив ферму

Они не используют химических удобрений при производстве и опираются на современные технологии выращивания экологически чистой продукции. Другими словами, они горят своим делом и могут похвастаться экспертностью в этой нише.

Овощи, фрукты и мясо можно найти в любом супермаркете. Но люди знают, что они будут совсем другого качества и вкуса, поэтому возвращаются за покупками на ферму.

Вот 7 идей для локального бизнеса, которые можно использовать уже сейчас.

Держите в порядке системы учёта товаров

Небольшие бизнесы грешат учётом «на коленке» и «в тетрадочке». Лучше сразу взяться за учёт серьёзно. Если этого не делать, становится сложно искать товары, контролировать остатки и следить за движением нужных единиц. Легко продать то, чего нет, а потом с трудом исправлять ошибку. Или забыть про то, что определенного товара на складе очень много и упустить сезон.

Заведите , «Мой склад» (если у вас магазин на Эквиде, используйте интеграции — инструкции по ссылкам), «Эльбу». Пропишите правила для новых сотрудников, заранее определите категории товаров, а не придумывайте новые во время работы. Не вводите временных решений, потом всё равно придётся переделывать. Порядок в базе обеспечит быстрый поиск и отсутствие залежей, о которых никто не знает. Раз в месяц проводите ревизию.

Придумайте, чем будете отличаться от конкурентов

Например, в Wood Magazine изготавливают и продают деревянные игрушки, аксессуары, посуду и декор, вдохновленные Русским Севером. Это эксклюзивный товар, аналоги которого сложно встретить и в крупных, и в локальных магазинах.

online-store-in-region

В каждом изделии владельцы магазина стараются отразить уникальность их народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент

Необязательно составлять весь ассортимент из эксклюзива. Достаточно добавить всего несколько товаров, которые выделят вас среди конкурентов. Например, в магазине «Вдохновение» вместе с косметикой продаются пиала для замешивания масок и подарочная упаковка, которые редко встречаются у похожих компаний.

online-store-in-region

Эти товары подталкивают к покупке клиентов, которые выбирают товар в подарок и хотят купить всё в одном месте

Проследите, чтобы клиентам на сайте было удобно и понятно

Сайт должен правильно отображаться на телефонах и планшетах. На нём должен быть поиск, удобные категории, а все кнопки и ссылки должны работать. В крупных магазинах покупать удобно — у вас должно быть не хуже.

Попросите друзей протестировать сайт: понажимать на кнопки, пробежаться по категориям. Это позволит выявить проблемы, которых вы не замечаете. Даже самый стильный и удобный сайт будет бесполезным, если у вас не работает кнопка «Купить». Кроме того, на сайте должны быть прописаны SEO-настройки — в Эквиде есть базовые — иначе вы будете очень редко появляться в поисковой выдаче.

Делайте ставку на сервис

Удобно и понятно должно быть не только на сайте. Пользуйтесь тем, что вы знаете своих клиентов лучше и ближе, чем общероссийские гиганты. Рассказывайте покупателям новости, сообщайте о новинках в персонализированных рассылках, наладьте работу техподдержки, сделайте удобную доставку и добавьте больше способов оплаты.

Займитесь продвижением

Поскольку нужно ухватить кусок у федеральных монстров, используйте все доступные технологии: контекстную, таргетинговую и ретаргетинговую, медийную рекламу, омниканальность, CRM-системы, хорошие онлайн-консультанты на сайте, рассылки и систему сквозной аналитики. У продвижения по региону (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) ставки на рекламу в разы ниже, чем если вы рекламируетесь на всю Россию. Это большое преимущество перед крупными конкурентами, которые спускают на рекламу восьмизначные суммы.

Используйте офлайн-каналы продаж: радио, телевизор, билборды, афиши, холодные продажи, партнёрские системы. Вот больше рекомендаций, как продвигать локальный бизнес онлайн и офлайн.

Ещё один действенный канал продвижения в регионах — сарафанное радио. Определите авторитетов в вашей аудитории и постарайтесь установить с ними хорошие отношения. Это могут быть блогеры, поставщики, партнеры и так далее. Кстати, у первых можно продвигаться даже бесплатно.

Продумайте запасные варианты, если что-то пойдёт не так

А вот что может пойти не так:

  1. Если вы договорились об использовании чужого бренда, зафиксируйте это или будьте готовы к тому, что название и логотип придётся сменить.

    Пример: в 2009 году федеральная компания «Солдат удачи» начала работать с региональным иркутским магазином на дружеских условиях, которые позже нарушила. Из-за этого региональному магазину пришлось сменить название с «Солдата удачи» на «Универсального солдата», а затем на «Тактикал фрог». Так он потерял деньги и время на судебные иски, регистрацию товарного знака, ребрендинг, печатную продукцию, рекламу, сайт, фирменную атрибутику.

    Чтобы такого не случилось с вами, читайте, как защитить свою интеллектуальную собственность и случайно не украсть чужую.

  2. Если вы работаете с одним поставщиком, будьте готовы к тому, что он изменит свои договорённости. Придумайте план на этот случай. Вот несколько советов на случай, если вам придётся искать нового поставщика.
  3. Если у вас есть склад, продумайте, куда денете товар, если вдруг выйдете в убыток. Дружите с конкурентами — в случае неудачи сможете продать им свои товары, чтобы окупить хоть какие-то затраты. Вложения в ремонт, вывеску и мебель вряд ли получится вернуть.
  4. Если всё идет хорошо, у вас тоже должен быть план. Продумайте, как будете развиваться: например, откройте шоу-рум или выйдете на соседние регионы.
  5. ***

    Не бойтесь конкурировать с гигантами рынка, ведь у локального магазина есть все шансы заниматься любимым делом, делать большие продажи и однажды выйти за пределы региона. А если у вас есть идеи, вопросы или вы хотите поделиться своей историей, пишите в комментариях.

Оглавление

Начните продавать в интернете

Создайте свой онлайн-магазин с помощью Эквида. Это просто и быстро. Смелее! Всё получится.

Об авторе

Мария Анашкина — независимый автор, копирайтер, фотограф. Уважаю адекватность, ценю пользу, топлю за саморазвитие и пишу с удовольствием.

Откройте интернет-магазин прямо сейчас

Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.