Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта
18 февраля 2021, Анна Конева, Эквид

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Если на товар есть спрос, магазин будет прибыльным. В этом плане еда — беспроигрышный вариант для старта бизнеса. Есть и пить будут всегда, поэтому продавать продукты питания выгодно. Особенно если это что-то необычное, фермерское, домашнее — интерес к таким товарам только растёт.

Но в этой нише есть свои трудности: государственные санитарные нормы и специальные условия производства. К тому же, продукты нужно хранить в особых условиях и не всегда можно доставлять почтой в другие города и страны.

Рассказываем обо всех правилах и особенностях, которые надо знать, чтобы открыть прибыльный продуктовый интернет-магазин.

Как продавать в интернете
Рассылка для владельцев интернет-магазинов и тех, кто хочет ими стать.
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Как выбрать товар

Выбор товара для продуктового магазина во многом зависит от способа доставки.

Скоропортящиеся продукты и напитки запрещено пересылать Почтой России и другими популярными службами доставки. А при перевозке свежие продукты требуют либо специальной упаковки с вентиляцией, либо охлаждающего оборудования. Такая доставка будет стоить дороже обычной.

Поэтому у вас два варианта:

  • продавать продукты, которые хранятся долго, и доставлять их на любые расстояния;
  • продавать скоропортящиеся, но свежайшие продукты, в пределах своего города.

Выбирая продукты, не стоит копировать ассортимент супермаркетов, нужно что-то особенное. Не обычный батон, а цельнозерновой веганский хлеб с семенами льна. Не просто орехи, а жареный кешью со специями. Вашим преимуществом может стать изготовление продуктов с учетом индивидуальных требований клиента (без сахара, на соевом молоке).

Вот примеры товаров, с которыми вы сможете отличиться и привлечь покупателей. Только не забудьте добавить свою «изюминку».

ХРАНЯТСЯ ДОЛГО
доставка по всему миру
СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ
доставка в пределах города
Сублимированные фрукты, пастилаФермерские молочные продукты
Мед, орехиТорты и пироги
Собственные чайные смесиСвежие фрукты и овощи
КофеНаборы продуктов с рецептами блюд
Вяленое мясоГотовые рационы на каждый день
Макароны с добавкамиРыба и морепродукты
Сухое печеньеКолбасы, копчености

Вы можете обыграть свой продукт, даже если он кажется совсем обычным. Продаете свежее мясо? Предложите покупателю не просто часть туши животного, а замаринованный по индивидуальному рецепту шашлык.

Можно продавать продукты из других стран: корейские токпокки, японские рисовые пирожки, китайские маринованные ростки бамбука… Такие продукты легко купить в Москве и Петербурге. Но в других городах редко найдётся офлайн-магазин с экзотикой, поэтому любители необычной еды заказывают эти товары в интернете.

Делайте акцент на товарах, которые нельзя купить в ближайшем магазине за углом. Важно заинтересовать покупателя, чтобы он был готов подождать доставку именно ради ваших продуктов.

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Вашей фишкой может стать натуральность, как в магазине мороженого «Морж»

Иногда можно пожертвовать массовой доставкой ради сохранения индивидуальности. Например, у вас правило доставлять только свежайшее печенье к завтраку. Тогда стоит сделать это главной особенностью и работать только в пределах своего города. Такая фишка поможет вам привлечь внимание и увеличить продажи.

Как найти надёжного поставщика продуктов

Вы можете выращивать и производить товар сами, например, мёд и восковые свечи из продукции собственной пасеки. А можете закупать сырьё, например, разные сорта чая для составления чайных смесей.

Во втором случае вам понадобятся поставщики. Лучше заранее изучить базы поставщиков и выбрать самые выгодные предложения. Вот сайты, с которых можно начать:

  • Postavshhiki.ru — каталог российских и зарубежных поставщиков. Есть рейтинг и функция «Проверка поставщика»;
  • Optlist.ru — можно не только найти поставщика, но сразу же оформить у него заказ.

Поставщиков можно искать не только в интернете, но и офлайн — на тематических ярмарках и мероприятиях. Ищите их в поисковиках и на сайтах:

  • expomap.ru — календарь российских выставок;
  • expocentr.ru — календарь международных выставок, конгрессов и форумов;
  • exponet.ru — поиск выставок по городам России;
  • expolife.ru — каталог российских и международных выставок.

Проверьте поставщика на надёжность. Внимательно изучите сайт, чем больше там информации — описание, фотографии с производства, статьи, ссылки на соцсети и контакты — тем лучше. Поищите упоминания поставщика в интернете, отзывы клиентов. Это поможет оценить качество услуг.

Но сначала попробуйте поискать поставщиков в своём регионе. У этого варианта много плюсов:

  • поддержка местного производителя (это мировой экологический тренд);
  • меньше затраты на транспортировку — можно просто забрать товар на своей машине;
  • возможность проконтролировать качество сырья и быстрее наладить отношения с поставщиком.

Например, покупать ягоды для джемов и желе можно у местных бабушек на рынке. Поговорите, узнайте про места сбора ягод (главное, чтобы не у дороги), договоритесь о регулярных закупках. Такому постоянному клиенту будут только рады.

Когда ваш потенциальный поставщик — местный производитель или фермер, попросите провести небольшую экскурсию по производству. Если столкнетесь с отговорками или отказом, стоит задуматься и поискать другого партнера.

Читайте больше о том, как и где найти надежных поставщиков.

Как организовать производство и хранение продуктов

Нужно хорошо знать правила и санитарные нормы. Их много, но в целом не всё так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала изучите:

Также нужно оформить медицинские книжки для всех сотрудников, включая водителей. Процесс их получения несложный, но искать сотрудников с книжками вы, возможно, будете чуть дольше.

Правила и нормы, регулирующие сферу продажи продовольственных продуктов, периодически изменяются. Поэтому вам нужно не только один раз наладить торговлю в соответствии с законом, но и постоянно следить за обновлениями. Хотя бы раз в полгода проверяйте сайты, которые каждый день публикуют изменения в законодательстве РФ:

А лучше подпишитесь на их еженедельную рассылку.

Не забывайте, что есть правила для хранения и продажи продуктов, а есть правила для изготовления. Если планируете, например, варить варенье на продажу, вам нужно знать санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания.

Чтобы хранить товар, понадобится оборудованный склад. Его размер и обустройство зависит от оборота товара. Например, если продукты скоропортящиеся, вам понадобятся холодильники. Правила организации продовольственного склада описаны в санитарных правилах для продовольственных магазинов.

Склад, где хранятся продукты питания, требует:

  • регулярной тщательной уборки;
  • периодической обработки от насекомых и, возможно, грызунов.

Заложите в бюджет эти затраты.

Как правильно упаковать продукт и оформить этикетку

Первым делом прочитайте требования к упаковке продуктов питания.

Вот краткое описание того, должно быть указано на этикетке товара:

  • наименование входящих в состав продукта ингредиентов, включая пищевые добавки;
  • сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
  • наименование и местонахождение производителя, информацию для связи с ним;
  • условия хранения и транспортировки продукта;
  • дата изготовления и дата упаковки товара;
  • количество продукта в упаковке (может быть указано в литрах (мл), граммах (кг) или в штуках);
  • назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
  • способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
  • противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать такие данные);
  • сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации);
  • способ утилизации упаковки.

Подробнее про информацию на этикетке.

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Что должно быть на сайте продуктового интернет-магазина

По правилам продажи дистанционным способом на сайте должны быть указаны:

  • основные свойства товара;
  • адрес компании и адрес производства;
  • полное название продавца или изготовителя;
  • цена и условия приобретения товара;
  • порядок оплаты товара;
  • особенности доставки товара;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок.

Всё просто: укажите на сайте название и адрес компании, а также адрес производства. Добавьте страницу «Условия оплаты и доставки». Это правила для всех интернет-магазинов. Про некоторые важные моменты расскажем подробнее.

Правовые документы

Они должны быть в любом интернет-магазине, но начинающие продавцы забывают про документы и могут попасть на штраф.

Разместите на сайте:

  • Оферту — предложение заключить соглашение на определенных условиях. В оферте описывают важные условия доставки, оплаты, возврата и хранения данных. В этом документе можно ссылаться на «Политику конфиденциальности» и «Условия оплаты и доставки», если они прописаны на сайте отдельно. Читайте подробнее, как составить оферту.
  • Политику конфиденциальности — документ, где вы говорите, какие данные клиентов собираете, как их храните и используете. Также вы должны спрашивать согласие покупателей на обработку персональных данных. Читайте подробнее, как всё настроить + готовый шаблон «Политики конфиденциальности».

Правильные фотографии еды

Фотографии продуктов должны вызывать у покупателей аппетит. Есть даже такая профессия — фуд-фотограф. Он делает так, чтобы блюда и продукты выглядели на фото съедобно и привлекательно.

Если вы будете фотографировать свои товары сами, вот несколько рекомендаций:

  • протрите камеру перед тем, как фотографировать;
  • снимайте при естественном свете, либо используйте кольцевую лампу или фотобокс;
  • используйте простой и неброский фон (проще всего белый), чтобы не отвлекать внимание от продукта или блюда на фото;
  • пробуйте разные ракурсы;
  • добавляйте триггеры, вызывающие аппетит. Например, для эффекта свежести «с грядки» побрызгайте на овощи или зелень водой из пульверизатора.

Хорошие примеры фотографий еды:

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Делайте фокус на продукте, как магазин орехов и сухофруктов NUT MAFIA

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Ферма Никола-Ленивец воспользовались лучшим способом передать свежесть овощей и сфотографировали их буквально на грядке

Неудачные фотографии еды:

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Серый фон, одни товары лежат в тарелке, другие просто насыпаны на поверхность — выглядит непрофессионально

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Овощи на белом фоне проигрывают фотографиям «с грядки», тут продукты не кажутся такими свежими

Подробное описание, как на этикетке

Не злоупотребляйте в описании маркетинговыми тестами о «восхитительном вкусе» и «незабываемом аромате». Лучше продублируйте на странице товара информацию с упаковки: состав, калорийность, условия хранения, производитель. Это будет полезно клиентам и поможет принять решение о покупке.

Полезное описание товара:

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Детальная характеристика товара на сайте особенно пригодится людям, которые считают калории или не употребляют конкретные продукты

Неудачное описание товара:

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Длинное «художественное» описание под фото бесполезно для покупателя, который интересуется составом продукта

Рассказ о производстве

Напишите, где и как вы производите товары, какое используете сырьё, кто ваши поставщики.

Вам нужно убедить покупателей приобретать товар у вас, а не в супермаркете или на рынке. Сконцентрируйтесь на своих особенностях и расскажите об индивидуальности своей продукции.

Можно сделать это описание в формате «вопрос — ответ», как в примере:

Как открыть интернет-магазин продуктов питания по всем правилам: производство, упаковка, оформление сайта

Особенно важно заявить о себе, если вы локальный, фермерский или hand-made магазин

Для локальных продуктовых магазинов: как организовать доставку

Если решили работать только по своему региону, у вас есть преимущество — можете организовать доставку сами. И сделать всё так, как удобно вам и клиентам. Вы не будете зависеть от условий курьерских служб и сроков Почты России. Зато можете:

  • организовать самовывоз, чтобы клиенты забирали заказы сами когда им удобно;
  • разрешить покупателям выбирать дату и время доставки (с учётом вашего графика работы);
  • установить минимальную сумму заказа для бесплатной доставки;
  • установить разные цены в зависимости от района доставки (и легко настроить эти районы на карте).

Для интернет-магазинов на Эквиде доступны все эти возможности. Читайте подробнее, как настроить доставку по городу.

Об авторе
Анна Конева — контент-маркетолог и редактор в Эквиде. Делает этот блог, берёт интервью у владельцев бизнесов и проводит обучающие вебинары для всех, кто хочет запустить свой интернет-магазин и начать продавать.
Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.