Если на товар есть спрос, магазин будет прибыльным. В этом плане еда — беспроигрышный вариант для старта бизнеса. Есть и пить будут всегда, поэтому продавать продукты питания выгодно. Особенно если это
Но в этой нише есть свои трудности: государственные санитарные нормы и специальные условия производства. К тому же, продукты нужно хранить в особых условиях и не всегда можно доставлять почтой в другие города и страны.
Рассказываем обо всех правилах и особенностях, которые надо знать, чтобы открыть прибыльный продуктовый
Как выбрать товар
Выбор товара для продуктового магазина во многом зависит от способа доставки.
Скоропортящиеся продукты и напитки запрещено пересылать Почтой России и другими популярными службами доставки. А при перевозке свежие продукты требуют либо специальной упаковки с вентиляцией, либо охлаждающего оборудования. Такая доставка будет стоить дороже обычной.
Поэтому у вас два варианта:
- продавать продукты, которые хранятся долго, и доставлять их на любые расстояния;
- продавать скоропортящиеся, но свежайшие продукты, в пределах своего города.
Выбирая продукты, не стоит копировать ассортимент супермаркетов, нужно
Вот примеры товаров, с которыми вы сможете отличиться и привлечь покупателей. Только не забудьте добавить свою «изюминку».
ХРАНЯТСЯ ДОЛГО доставка по всему миру | СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ доставка в пределах города |
---|---|
Сублимированные фрукты, пастила | Фермерские молочные продукты |
Мед, орехи | Торты и пироги |
Собственные чайные смеси | Свежие фрукты и овощи |
Кофе | Наборы продуктов с рецептами блюд |
Вяленое мясо | Готовые рационы на каждый день |
Макароны с добавками | Рыба и морепродукты |
Сухое печенье | Колбасы, копчености |
Вы можете обыграть свой продукт, даже если он кажется совсем обычным. Продаете свежее мясо? Предложите покупателю не просто часть туши животного, а замаринованный по индивидуальному рецепту шашлык.
Можно продавать продукты из других стран: корейские токпокки, японские рисовые пирожки, китайские маринованные ростки бамбука… Такие продукты легко купить в Москве и Петербурге. Но в других городах редко найдётся
Делайте акцент на товарах, которые нельзя купить в ближайшем магазине за углом. Важно заинтересовать покупателя, чтобы он был готов подождать доставку именно ради ваших продуктов.

Вашей фишкой может стать натуральность, как в магазине мороженого «Морж»
Иногда можно пожертвовать массовой доставкой ради сохранения индивидуальности. Например, у вас правило доставлять только свежайшее печенье к завтраку. Тогда стоит сделать это главной особенностью и работать только в пределах своего города. Такая фишка поможет вам привлечь внимание и увеличить продажи.
Как найти надёжного поставщика продуктов
Вы можете выращивать и производить товар сами, например, мёд и восковые свечи из продукции собственной пасеки. А можете закупать сырьё, например, разные сорта чая для составления чайных смесей.
Во втором случае вам понадобятся поставщики. Лучше заранее изучить базы поставщиков и выбрать самые выгодные предложения. Вот сайты, с которых можно начать:
- Postavshhiki.ru — каталог российских и зарубежных поставщиков. Есть рейтинг и функция «Проверка поставщика»;
- Optlist.ru — можно не только найти поставщика, но сразу же оформить у него заказ.
Поставщиков можно искать не только в интернете, но и офлайн — на тематических ярмарках и мероприятиях. Ищите их в поисковиках и на сайтах:
- expomap.ru — календарь российских выставок;
- expocentr.ru — календарь международных выставок, конгрессов и форумов;
- exponet.ru — поиск выставок по городам России;
- expolife.ru — каталог российских и международных выставок.
Проверьте поставщика на надёжность. Внимательно изучите сайт, чем больше там информации — описание, фотографии с производства, статьи, ссылки на соцсети и контакты — тем лучше. Поищите упоминания поставщика в интернете, отзывы клиентов. Это поможет оценить качество услуг.
Но сначала попробуйте поискать поставщиков в своём регионе. У этого варианта много плюсов:
- поддержка местного производителя (это мировой экологический тренд);
- меньше затраты на транспортировку — можно просто забрать товар на своей машине;
- возможность проконтролировать качество сырья и быстрее наладить отношения с поставщиком.
Например, покупать ягоды для джемов и желе можно у местных бабушек на рынке. Поговорите, узнайте про места сбора ягод (главное, чтобы не у дороги), договоритесь о регулярных закупках. Такому постоянному клиенту будут только рады.
Когда ваш потенциальный поставщик — местный производитель или фермер, попросите провести небольшую экскурсию по производству. Если столкнетесь с отговорками или отказом, стоит задуматься и поискать другого партнера.
Читайте больше о том, как и где найти надежных поставщиков.
Как организовать производство и хранение продуктов
Нужно хорошо знать правила и санитарные нормы. Их много, но в целом не всё так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала изучите:
- правила продажи товаров дистанционным способом;
- особенности продажи продовольственных товаров;
- санитарные правила для продовольственных магазинов.
Также нужно оформить медицинские книжки для всех сотрудников, включая водителей. Процесс их получения несложный, но искать сотрудников с книжками вы, возможно, будете чуть дольше.
Правила и нормы, регулирующие сферу продажи продовольственных продуктов, периодически изменяются. Поэтому вам нужно не только один раз наладить торговлю в соответствии с законом, но и постоянно следить за обновлениями. Хотя бы раз в полгода проверяйте сайты, которые каждый день публикуют изменения в законодательстве РФ:
А лучше подпишитесь на их еженедельную рассылку.
Не забывайте, что есть правила для хранения и продажи продуктов, а есть правила для изготовления. Если планируете, например, варить варенье на продажу, вам нужно знать
Чтобы хранить товар, понадобится оборудованный склад. Его размер и обустройство зависит от оборота товара. Например, если продукты скоропортящиеся, вам понадобятся холодильники. Правила организации продовольственного склада описаны в санитарных правилах для продовольственных магазинов.
Склад, где хранятся продукты питания, требует:
- регулярной тщательной уборки;
- периодической обработки от насекомых и, возможно, грызунов.
Заложите в бюджет эти затраты.
Как правильно упаковать продукт и оформить этикетку
Первым делом прочитайте требования к упаковке продуктов питания.
Вот краткое описание того, должно быть указано на этикетке товара:
- наименование входящих в состав продукта ингредиентов, включая пищевые добавки;
- сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов,
макро- и микроэлементов), весе или объеме; - наименование и местонахождение производителя, информацию для связи с ним;
- условия хранения и транспортировки продукта;
- дата изготовления и дата упаковки товара;
- количество продукта в упаковке (может быть указано в литрах (мл), граммах (кг) или в штуках);
- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать такие данные);
- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации);
- способ утилизации упаковки.
Подробнее про информацию на этикетке.
Что должно быть на сайте продуктового интернет-магазина
По правилам продажи дистанционным способом на сайте должны быть указаны:
- основные свойства товара;
- адрес компании и адрес производства;
- полное название продавца или изготовителя;
- цена и условия приобретения товара;
- порядок оплаты товара;
- особенности доставки товара;
- срок службы, срок годности и гарантийный срок.
Всё просто: укажите на сайте название и адрес компании, а также адрес производства. Добавьте страницу «Условия оплаты и доставки». Это правила для всех
Правовые документы
Они должны быть в любом
Разместите на сайте:
- Оферту — предложение заключить соглашение на определенных условиях. В оферте описывают важные условия доставки, оплаты, возврата и хранения данных. В этом документе можно ссылаться на «Политику конфиденциальности» и «Условия оплаты и доставки», если они прописаны на сайте отдельно. Читайте подробнее, как составить оферту.
- Политику конфиденциальности — документ, где вы говорите, какие данные клиентов собираете, как их храните и используете. Также вы должны спрашивать согласие покупателей на обработку персональных данных. Читайте подробнее, как всё настроить + готовый шаблон «Политики конфиденциальности».
Правильные фотографии еды
Фотографии продуктов должны вызывать у покупателей аппетит. Есть даже такая профессия —
Если вы будете фотографировать свои товары сами, вот несколько рекомендаций:
- протрите камеру перед тем, как фотографировать;
- снимайте при естественном свете, либо используйте кольцевую лампу или фотобокс;
- используйте простой и неброский фон (проще всего белый), чтобы не отвлекать внимание от продукта или блюда на фото;
- пробуйте разные ракурсы;
- добавляйте триггеры, вызывающие аппетит. Например, для эффекта свежести «с грядки» побрызгайте на овощи или зелень водой из пульверизатора.
Хорошие примеры фотографий еды:

Делайте фокус на продукте, как магазин орехов и сухофруктов NUT MAFIA

Ферма
Неудачные фотографии еды:

Серый фон, одни товары лежат в тарелке, другие просто насыпаны на поверхность — выглядит непрофессионально

Овощи на белом фоне проигрывают фотографиям «с грядки», тут продукты не кажутся такими свежими
Подробное описание, как на этикетке
Не злоупотребляйте в описании маркетинговыми тестами о «восхитительном вкусе» и «незабываемом аромате». Лучше продублируйте на странице товара информацию с упаковки: состав, калорийность, условия хранения, производитель. Это будет полезно клиентам и поможет принять решение о покупке.
Полезное описание товара:

Детальная характеристика товара на сайте особенно пригодится людям, которые считают калории или не употребляют конкретные продукты
Неудачное описание товара:

Длинное «художественное» описание под фото бесполезно для покупателя, который интересуется составом продукта
Рассказ о производстве
Напишите, где и как вы производите товары, какое используете сырьё, кто ваши поставщики.
Вам нужно убедить покупателей приобретать товар у вас, а не в супермаркете или на рынке. Сконцентрируйтесь на своих особенностях и расскажите об индивидуальности своей продукции.
Можно сделать это описание в формате «вопрос — ответ», как в примере:

Особенно важно заявить о себе, если вы локальный, фермерский или
Для локальных продуктовых магазинов: как организовать доставку
Если решили работать только по своему региону, у вас есть преимущество — можете организовать доставку сами. И сделать всё так, как удобно вам и клиентам. Вы не будете зависеть от условий курьерских служб и сроков Почты России. Зато можете:
- организовать самовывоз, чтобы клиенты забирали заказы сами когда им удобно;
- разрешить покупателям выбирать дату и время доставки (с учётом вашего графика работы);
- установить минимальную сумму заказа для бесплатной доставки;
- установить разные цены в зависимости от района доставки (и легко настроить эти районы на карте).
Для