Как начать продавать в Казахстане: реклама, оплата, доставка
4 декабря 2020, Мария Анашкина

Как начать продавать в Казахстане: реклама, оплата, доставка

Это статья для российских интернет-магазинов, которые хотят расширить географию продаж, не сталкиваясь с языковым барьером или дорогой логистикой. Подумайте о торговле в странах ближнего зарубежья, а именно в Казахстане. Преимущества этого направления:

  • Молодой и растущий рынок для интернет-предпринимателей. В Казахстане (Республика Казахстан — РК) во многих нишах ещё нет жесткой конкуренции, а безналичные платежи растут быстрыми темпами. Кроме того, на развитии электронной торговли в РК положительно сказалась пандемия. Но сильных и прогрессирующих представителей e-commerce не так много. Это дает новым игрокам преимущество и возможность завоевать большую долю рынка.
  • Говорят на русском языке и понимают практически все — это второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения язык в РК.
  • Узнаваемость российских товаров в Казахстане лучше, чем казахстанских в России. А значит, в этом плане российским продавцам довольно просто выйти на казахстанский рынок. Люди в РК склонны больше доверять зарубежным продавцам и знакомым российским маркам, чем местным производителям.

Статистика развития e-commerce и аудитория Казахстана

  • Интернет-торговля в Казахстане растет опережающими темпами. Объем рынка e-commerce за первое полугодие 2020 года составил 77,6 млрд рублей. Это 9,4% от общего объема розничной торговли. А к 2022 году прогнозируют рост этого показателя до 13% от общего объема. Государство ставило задачу довести долю электронной торговли до 10% к 2025 году. В итоге, эта цель была достигнута в середине 2020 года — на пять лет раньше.
  • Интернетом в Казахстане пользуется 84,2% от всего населения в 18 млн человек: 47% пользователей мужчины, 53% — женщины.
  • Жители РК чаще переписываются в WhatsApp и Telegram, а список наиболее используемых социальных сетей практически не отличается от российского: Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, становится все популярнее ТикТок.
  • Также в Казахстане набирает обороты тренд на маркетплейсы. Наиболее используемые — Satu.kz, Lamoda.kz, OLX, Aliexpress и Wildberries. Им больше доверяют — для покупателей важен не столько сам механизм покупки, сколько удобство, наличие, гарантия безопасной оплаты, быстрая доставка и сервис.

Где лучше рекламироваться на аудиторию Казахстана

Поисковые системы

Больше 90% любых покупок жители Казахстана начинают с поиска информации в интернете. В основном пользуются поисковиком Google, он занимает 80% рынка интернет-поиска в РК. Яндекс — 13%, а Bing, Yahoo и другие — 7%. Поэтому контекстную рекламу лучше давать через Google Ads и размещать товары в Google Покупках (в Эквиде для этого есть удобное решение).

Социальные сети

В Казахстане пользуются социальными сетями примерно так же, как и в России, поэтому особых отличий в продвижении нет. Для продажи товаров лучше всего подходит Инстаграм, Фейсбук и ВКонтакте. Если у вас магазин на Эквиде, вы можете выгрузить товары в соцсети в пару кликов. Вот инструкции для:

Добавление товаров в Инстаграм официально пока недоступно в России (РФ нет в списке стран, где доступны шопинг теги), зато в Казахстане теперь такая возможность есть. Поэтому можно поступить хитро: нанять для ведения аккаунта в Инстаграме фрилансера из Казахстана и пройти через него все шаги по подключению (инструкция для быстрого подключения в Эквиде). Тут важно именно местоположение устройства, с которого происходит подключение.

Другой способ — попробовать написать в поддержку Фейсбука. Сказать, что все шаги по подключению прошли, и попросить помощи. В России уже есть аккаунты, у которых включены шопинг теги, можно в таком письме ссылаться на них. Способ не стопроцентный, но может сработать.

магазины в инстаграме

Российских аккаунтов с шопинг тегами пока совсем немного, поэтому у вас есть шанс попасть во вкладку «Магазин» одними из первых и бесплатно привлекать новых покупателей

Таргетированная реклама в соцсетях отлично работает на привлечение людей из нужной вам страны. Но прежде, чем ее запускать, подготовьте профиль к визиту жителей РК. Напишите в шапке профиля, что у вас есть доставка в Казахстан, расскажите об условиях оплаты в сохранённых историях и так далее.

Магазинам с большим потоком заказов будет удобнее создать отдельный аккаунт для казахстанской аудитории. Люди сразу будут видеть, чтобы вы работаете с Казахстаном, а вам будет легче отслеживать заказы и отвечать на запросы. Но учтите, что второй профиль = в 2 раза больше потраченного времени.

Кроме таргета, чтобы привлечь покупателей из РК, вы можете сотрудничать с казахстанскими блогерами (если бюджет позволяет) или просто использовать локальные хештеги, например, #ботинкиалматы. Здесь всё работает так же, как и в России.

В хэштегах эффективнее упоминать крупные города, а не весь Казахстан

В хэштегах эффективнее упоминать крупные города, а не весь Казахстан

Большая часть запросов в поисковиках и страницах в Инстаграме — на русском языке, поэтому не нужно заморачиваться с переводом.

Как принимать оплату у покупателей из Казахстана

В РК распространены безналичные способы оплаты. Если ещё 4-5 лет назад люди получали зарплату на карточку и снимали её в тот же день, потому что не доверяли безналу, сейчас объём безналичных платежей растёт. Например, в 2019 году он составил 2,3 млрд рублей (увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2018).

Люди охотно пользуются рассрочкой как через банк, так и напрямую через магазин. Во втором случае изделие чаще всего остается у продавца до полного выкупа. По предоплате жители Казахстана охотнее работают с крупными брендами, которые зарекомендовали себя на рынке.

В таких категориях, как одежда, парфюмерия и уход, распространена оплата наложенным платежом. Но нужно учитывать, что для каждого покупателя всё индивидуально. Многим больше нравится оплачивать заказ, когда он уже пришел — его можно потрогать, примерить и убедиться, что с ним все в порядке. Но людей не испугает предоплата, если у товара будут позитивные отзывы или хороший рейтинг на сайте. Здесь важнее не момент оплаты, а работа с возражениями уже на этапе покупки.

В Казахстане, России, Кыргызстане и Узбекистане распространена платежная система PayBox.Money, которая предлагает более 15 методов оплаты и другие преимущества:

  • быстрая установка в магазин на Эквиде — за пару минут с помощью приложения;
  • удобный график взаиморасчетов, который подберут для вас индивидуально;
  • персональный аккаунт-менеджер;
  • поддержка 24/7;
  • возможность масштабирования бизнеса в другие страны, в которых работает PayBox.Money;
  • собственная система безопасности — ваши транзакции будут надежно защищены.

Еще PayBox.Money позволяет не только принимать оплату, но и отправлять данные в ФНС в соответствии с ФЗ-54 и выставлять фискальные чеки покупателям. Платежная система работает с несколькими банками одновременно, чтобы ваши транзакции проходили успешно.

Из платежных систем, которые распространены в России, в Казахстане работают Робокасса и ЮMoney. Но если вы планируете наладить торговлю в Казахстане, а после начать продавать в Узбекистане и Кыргызстане, стоит сразу подключать PayBox.Money — система известная и ей доверяют.

Как доставлять товары в Казахстан

Доставлять посылки в Казахстан можно любым привычным для вас способом, Почта России тоже подойдет. Самая распространенная служба, которая доставляет посылки из России в Казахстан — СДЭК.

Вот несколько курьерских служб, оказывающих качественные услуги:

  • Казпочта;
  • СДЭК;
  • Алем ТАТ;
  • PONY EXPRESS;
  • ASE;
  • QSD;
  • Exline;
  • Post Express.

Нет правил о том, как именно доставлять заказы. Но усложнять доставку точно не стоит. Используйте те способы, к которым покупатели привыкли и считают удобными — кто-то предпочитает дождаться курьера, кому-то удобно забежать по дороге в почтомат или зайти возле дома в почтовое отделение. Давайте покупателям выбор. В общем, всё так же, как в России.

Таможня

Россия и Казахстан входят в таможенный союз ЕАЭС. Это значит, что:

  • внутри таможенного союза свободный оборот товаров;
  • не нужно платить таможенные пошлины и сборы;
  • упрощено таможенное оформление, нет декларации на товары;
  • благодаря отсутствию таможенных платежей и расходов на сертификацию, цены на товар становятся конкурентоспособнее;
  • товар отгружают быстрее.

При ввозе товаров в Казахстан российским предпринимателям нужно заплатить НДС — 10 или 20% (в зависимости от вида товара). При этом российские бизнесмены платят налог в свою налоговую, а не в таможню. Это значит, что НДС можно будет принять к вычету и тем самым снизить налоговую нагрузку на ваш интернет-магазин. Всё это касается организаций, работающих на ОСНО и продающих физическим лицам.

Если работаете на УСН, при экспорте НДС платить не нужно. Всё, как при продаже товара в России: платите только налог по УСН по общим правилам.

Другие страны: Кыргызстан, Узбекистан

С одной стороны, в Кыргызстане не такое активное покупательское поведение, как в Казахстане. Безналичная оплата распространена слабо, многие предпочитают пользоваться наличными. С другой стороны, тренд на покупки онлайн только зарождается, поэтому здесь больше свободных ниш и возможностей для развития рынка. Количество интернет-магазинов постепенно растет, а на рынок Кыргызстана заходят крупные российские и казахстанские предприниматели.

В Узбекистане e-commerce уделяют большее внимание, чем в Кыргызстане. В 2018 году, например, президент утвердил программу развития электронной коммерции, государство даёт послабления для малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии, разрешили торговать аптечной продукцией. В будущем возможно введение международных маркетплейсов, таких как Ebay, Amazon, и платёжной системы PayPal.

В Узбекистане можно принимать платежи с помощью сервиса OCTO (подключается к Эквид-магазину с помощью приложения). Плюс в обеих странах работает платёжная система PayBox.Money, о которой мы рассказывали выше.

***

У вас остались вопросы про организацию онлайн-продаж в Казахстане? Спрашивайте в комментариях, мы подскажем.

А если готовы осваивать другие страны, читайте, как создать и настроить интернет-магазин для продаж за рубеж.

Об авторе
Мария Анашкина — независимый автор, копирайтер, фотограф. Уважаю адекватность, ценю пользу, топлю за саморазвитие и пишу с удовольствием.
Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.