История про нишевый бизнес, непохожий на большинство
Но благодаря энтузиазму и огромной любви к своему делу всё получилось. Татошка Кустова, владелица

– Почему диетические десерты? Как вы пришли к идее такого товара?
Началось все больше 5 лет назад, с моего личного желания похудеть. А для любителей сладкого сидеть на диете — истинная мука. Поэтому когда я сама села на диету, решила попробовать сделать
Сначала это был личный блог, в котором я выкладывала рецепты диетических десертов. Оказалось, что это очень интересно и востребовано женщинами, следящими за своим весом. У меня появилось много подписчиков, которые просили приготовить им на заказ в формате домашней кондитерской. Я долго сопротивлялась, а потом подумала — почему бы и нет? Если не получится, просто перестану этим заниматься.
Но все сложилось очень удачно, мне самой было интересно, я втянулась в приготовление десертов и тортов и ушла в работу с головой. Позже блог перерос в раздел «Рецепты» в
Работала дома практически круглосуточно. Обросла большим количеством клиентов и поняла, что уже не справляюсь с объемами. Но даже тогда о создании
Когда выполнять заказы пришлось почти круглосуточно, поняла, что дело серьезное
Я открыла производство, оформила все документы, сертификацию на продукцию. Муж помог с организацией по строительной и административной части. Зарегистрировала товарный знак «Татошкина кухня» и наконец открыла
А уже в 2016 мы открыли первую в России
– Как изучали рынок до открытия магазина и где берете идеи новых продуктов?
У нас не было необходимости проводить маркетинговые исследования, ведь мы были на момент открытия единственными, кто этим занимается, и остаемся до сих пор пионерами этого направления. С одной стороны ниша свободная и много возможностей. С другой — быть первым всегда тяжело, идешь, что называется «на ощупь». Перед глазами нет чужого примера, и учиться приходится исключительно на своих ошибках.
Сейчас в нашей команде уже 10 человек — кондитеры, курьеры, технолог, заведующий производством, логист. Вдохновение мы черпаем буквально отовсюду. От собственных вкусов и предпочтений, до идей, которые подают наши клиенты. Но то, что нас вдохновляет больше всего — желание сделать диетические десерты
Например, в «Медовике» вместо муки — овсяные и пшеничные отруби, крахмал, клейковина. Вместо сахара — сахарозаменитель, а для цвета и медового аромата — обжаренное сухое молоко. А на вкус не отличить от домашнего.

В составе диетического «Медовика» нет ни муки, ни масла, ни сахара
– Такие ингредиенты не купишь в обычном магазине. Где вы берете сырьё для десертов?
В последнее время очень тяжело с качественным сырьем. Даже те поставщики, которые
Так как мы используем нестандартные ингредиенты — все виды отрубей, пшеничная клейковина, сывороточный изолят, подсластители, муки из семян чиа, ягоды годжи и другие — приходиться искать поставщиков за границей: в Турции, Голландии, Китае, Белоруссии, Франции. К сожалению, в России такие товары пока просто не производят. Некоторых партнеров находим самостоятельно, с другими помогают дистрибьюторы.
Для нас качество десертов превыше всего, поэтому перед заключением контракта на поставку того или иного ингредиента мы запрашиваем его образцы. Готовим пробные варианты, оцениваем результат. И лишь тогда принимаем решение. Безусловно это отнимает много времени, но оно того стоит.
– Как организуете хранение и доставку?
У нас собственное кондитерское производство. Мы не работаем с заморозкой, у нас ничего не хранится, поэтому нам не нужны огромные склады для готовой продукции. Мы работаем индивидуально под клиента. То есть клиент сделал заказ на торт или десерт, мы приготовили, и в тот же день доставили. Отпадает необходимость хранения. Мы работаем в одном регионе — в Москве и Московской области. У нас своя служба доставки, свой логист.
Многим клиентов удобно забрать товар самим из нашей кофейни. И для нас самовывоз выгоден: покупатель почти всегда берет
– Кто они — покупатели диетических десертов?
У нас очень широкая аудитория. Это и мужчины и женщины. Разных возрастов, социально статуса, уровня дохода. Те, кто просто следит за фигурой, кто придерживается белковых и низкоуглеводных или низкокалорийных диет, спортсмены, все, кто придерживается правильного питания и даже диабетики, которые годами вынуждены отказываться от сладкого. Работать с такой широкой и разношерстной аудиторией очень интересно.
За годы работы у нас сложилась большая клиентская база. 80% всех клиентов с нами не первый год. Торт и десерт — это то, что покупается часто, по случаю или просто так. Есть клиенты, которые как по расписанию заказывают раз в неделю, или раз в месяц. Есть такие, у кого по 30 и даже 50 заказов в нашем
80% наших клиентов возвращаются за новыми покупками
В среднем мы получаем около 300 заказов в месяц, но это не только
Как и в любом бизнесе есть время спада. Это летние месяцы, когда все разъезжаются по дачам и отпускам. И так же есть время невероятного подъема — у нас это Новый год и Пасха. К этим праздникам мы начинаем готовиться за несколько месяцев.
– Как привлекаете клиентов в Инстаграме? Есть ли другие эффективные каналы продаж?
На самом деле ничего лучше «сарафанного радио» придумано еще не было. Благодаря ему к нам и приходят новые клиенты. В покупке продуктов питания клиент старается ориентироваться на мнение тех, кто уже заказывал и пробовал. В данном случае работает только один критерий — вкусно или нет. Люди доверяют тому, что уже пробовали их друзья или близкие.
Что касается рекламы — мы иногда заказываем посты у «лидеров мнений» нашей отрасли, то есть наших потребителей. Это известные
Сейчас нас часто приглашают для интервью разные известные печатные издания, например, журналы «Бурда» и «Печь». Упоминания в СМИ также повышает уровень доверия и узнаваемости бренда.

Интервью в журнале «Бурда»
Неудачные попыкти продвижения тоже были. Один раз участвовали в очень дорогостоящей выставке, где совершенно промахнулись с целевой аудиторией. Больше таких ошибок не совершаем. Стараемся просчитывать выгоду от подобных мероприятий заранее.
Самые эффективные для нас выставки, связанные со спортивными мероприятиями, например, Sarychev Power Expo. Подготавливаем к каждому мероприятию листовки с промокодом. Предлагаем специальную скидку для участников выставки. Таким образом отслеживаем интерес.
Еще один формат
– Как вы добиваетесь лояльности клиентов? Одного вкуса ведь недостаточно.
Для нас важно мнение покупателей, поэтому мы регулярно устраиваем опросы среди клиентов ВКонтакте, вопросы в постах в Инстаграме или просто задаем интересуемся у клиента после получения им заказа. Что бы они хотели видеть нового в линейке наших десертов? Какие вкусы им нравятся? Какие из существующих десертов они любят больше остальных?
Торт «Медовик» остается бесспорным лидером с первого года нашего существования, а также пирожное «Картошка», заварные творожные кольца, пирожное «Птичка». У нас больше 100 позиций, каждый сможет выбрать
Несколько раз организовывали конкурс на название нового десерта! Наши подписчики очень любят этот конкурс, ведь в итоге победитель получает десерт, название для которого он сочинял.
Для самых частых клиентов мы организовали чат, где спрашиваем их мнение, проводим специальные акции и дарим подарки
У нас максимально тесная связь с клиентом. Для самых постоянных есть чат в WhatsApp, который так и называется «Татошкина Кухня Свои». Там мы также делаем опросы и прислушиваемся к каждому мнению. Там же в первую очередь делаем уникальные предложения, рассказываем об акциях и дарим специальные промокоды на скидку или подарок. И каждый наш клиент понимает, что он действительно свой.
Так как практически все клиенты у нас постоянные, мы уже знаем личные предпочтения каждого, и даже удобное для него время доставки. Менеджеры общаются по телефону и в соцсетях. После заказа практически всегда клиент сам пишет отзыв менеджеру, или выкладывает мнение в Инстаграм:
– Если бы вы начинали бизнес сейчас, что бы сделали по-другому?
Единственной ошибкой считаю то, что не сразу подключила
Функционала Эквида нам более чем достаточно для стабильной работы магазина. Мне очень нравится быстрая и качественная реакция техподдержки на любые вопросы. Я не знаю ни одного сервиса, где так быстро и качественно отвечают. Это огромный плюс в работе, когда надо решить вопрос срочно.
Все остальное получилось удачно, ничего бы не меняла. А в планах есть желание расширяться. Из одной кофейни сделать сеть по Москве и Московской области, открыть производство и кофейню в

Татошка Кустова, владелица
– Что посоветуете людям, которые тоже хотят превратить хобби в бизнес?
У меня есть единственный совет всем начинающим. Если вы открываете свое дело, никогда не делайте его «для себя». То есть не оценивайте товар вашего
И обязательно четко определите портрет будущего покупателя — возраст, пол, покупательская способность. Купите ватман, нарисуйте на нем схематично и поэтапно как вы планируете достигать всех поставленные цели, или хотя бы сами цели, если пока не знаете как их достигнуть. Повесьте эту схему у себя перед глазами. Я делаю это в начале каждого года. И до сих пор это работает!