Фулфилмент для интернет-магазина: что такое и как работает
15 июля 2016, Анна Конева, Эквид

Фулфилмент для интернет-магазина: передайте рутину на аутсорс

Как в одиночку управлять интернет-магазином с сотней заказов в день? Где хранить товар во время сезонного скачка продаж? Как в ежедневной рутине интернет-предпринимателя освободить время для разработки маркетинговой стратегии или необычного рекламного хода?

Во всех случаях поможет фулфилмент — услуга для бизнеса, которая только набирает популярность в России.

Что такое фулфилмент

Фулфилмент — это все действия с товаром, начиная с получения от поставщика и заканчивая передачей в руки покупателя.

Любой из этапов движения товара от поставщика к покупателю можно передать на аутсорс:

  1. Забор товара от поставщика
    Вы можете довезти товар до склада фулфилмент-оператора самостоятельно, а можете поручить ему самому забирать товар прямо от поставщика.
  2. Приемка товара
    Товар учитывается поштучно, в идеале маркируется штрих-кодом и учитывается в IT-системе. Такой подход позволяет сэкономить время и упорядочить прием товара на склад.
  3. Хранение на складе
    Положение товара на складе определяет работник склада и заносит в документы или в IT-систему. Либо IT-система сама определяет место на основе информации о товаре из штрих-кода.

    Есть отдельные склады для ценных, хрупких, мелких грузов или грузов, требующих особой температуры хранения.

  4. Прием и обработка заказов
    Несколько вариантов:

    • Вы или ваш сотрудник можете сами сообщать оператору фулфилмент-центра о новых заказа.
    • У сотрудника подрядчика есть доступ к админке вашего сайта, он видит все заказы и заносит в свою систему.
    • Ваш сайт интегрирован с IT-сиcтемой подрядчика и заказы попадают туда без участия человека.
  5. Комплектация и упаковка заказов
    Товары, хранящиеся в одном или разных местах, собираются в один заказ. Заказ может быть упакован в стандартные коробки или пакеты, либо вы сами можете предоставить свою брендированную упаковку.
  6. Отгрузка заказов
    Фулфилмент-оператор отправляет заказы в службу доставки или Почту России, либо доставляет самостоятельно.
  7. Доставка
    Строго говоря доставка не входит в комплекс услуг фулфилмента. Но часто такими услугами занимаются именно службы доставки (либо фулфилмент-оператор сотрудничает с курьерской службой), поэтому доставить ваш товар они тоже могут.
  8. Обработка возвратов
    Если упаковка не была нарушена, каждый товар в заказе повторно проходит операцию приемки. Если упаковка была вскрыта, до приемки товар проходит проверку на качество.

Вы можете отдать на аутсорс только, к примеру, складское хранение и упаковку, а забирать и доставлять товар будете сами. Либо полностью передать всю логистику подрядчику.

Фулфилмент-оператор может оказывать дополнительные услуги:

  • проверка товара на качество при поступлении;
  • вкладка рекламных материалов в посылку;
  • call-центр для приема заказав клиентов интернет-магазина по телефону;
  • трекинг посылки;
  • прием оплаты от клиента;
  • утилизация возвратов, которые не прошли по качеству, и другие услуги.

Как выбрать фулфилмент-оператора для интернет-магазина: пошаговая инструкция

Как в одиночку управлять интернет-магазином с сотней заказов в день? Где хранить товар во время сезонного скачка продаж? Как в ежедневной рутине интернет-предпринимателя освободить время для разработки маркетинговой стратегии или необычного рекламного хода? Во всех случаях поможет фулфилмент — услуга для бизнеса, которая только набирает популярность в России. Что такое фулфилмент Фулфилмент — это все действия с товаром, начиная с получения от поставщика и заканчивая передачей в руки покупателя. […]

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Плюсы и минусы фулфилмента

В организации бизнеса в интернете самое лёгкое — сделать интернет-магазин. А вот другие вопросы, которые встают перед начинающим предпринимателем:

  1. Как доставлять товары от поставщика? Ездить самому или использовать службу доставки? И какого подрядчика в этом случае выбрать?
  2. Где хранить товар? Если на складе, то купить его или арендовать? Нанимать ли специального работника? Как учитывать и распределять товары на складе?
  3. Как упаковать и оформить посылку, чтобы соответствовать правилам курьерской службы или Почты России?
  4. Какие способы доставки выбрать и как их сочетать? Как работать с курьерской службой?
  5. Что делать с возвратами?
  6. Как из множества подрядчиков выбрать самых лучших по соотношению цена-качество?

За решением этих задач остается мало времени на главные дела — привлечение клиентов, изучение рынка и расширение ассортимента магазина.

С этой точки зрения у фулфилмента много плюсов:

  • Хранение товаров
    Фулфилмент-оператор обеспечивает необходимые условия хранения, отчитается по остаткам. Заботы складе у вас отпадают.
  • Работа в режиме «одного окна»
    Если вы берете пакет услуг — хранение, упаковку, отправку товара — то по всем вопросам перед вами отчитывается один менеджер.
  • Экономия
    Фулфилмент-оператор распределяет расходы по всем клиентам. В результате, к примеру, услуги call-центра для вас будут стоить столько же, сколько найм отдельного сотрудника. Со всем остальным точно так же.

    Есть фулфилмент-операторы, которые поставляют в курьерские службы большие объемы заказов и получают партнерские скидки, которыми делятся со своими клиентами. В этом случае у вас есть шанс сэкономить и на доставке.

  • Легкое масштабирование бизнеса
    Фулфилмент-центр легко справится с пиковой нагрузкой интернет-магазина в сезон или во время распродаж и не потеряет качество сервиса.
  • Достойное качество обслуживания на старте
    Выстраивание собственных логистических процессов требует времени и знаний: складское хранение, маршрутизация груза и людей, обработка заказов, программное обеспечение логистических процессов, законодательство в области логистики. Используйте опыт профессионалов, тогда не придется разбираться в процессах с нуля методом проб и ошибок.
  • Аналитика по заказам
    Фулфилмент-оператор обрабатывает огромные объемы информации, хранит, систематизирует и анализирует их. Интеграция ваших IT -систем обойдется гораздо дешевле, чем разработка или покупка собственной.
  • Расчет стоимости доставки
    Для интернет-магазинов показать стоимость доставки товара на сайте бывает проблемой. Чтобы рассчитать стоимость, нужно знать вес и тариф доставки. Фулфилмент-операторы автоматизируют процесс, благодаря чему вы сможете подсчитывать и отображать результат на сайте.

Итог работы с фулфилмент оператором — увеличение продаж. Магазин занимается рекламой и продвижением, а подрядчик — второстепенными процессами. При таком симбиозе продажи неизменно начнут расти.

На рынке фулфилмента в России всего около 30 заметных игроков. Плюс они сегментированы по размеру и товарным категориям: один работают только с крупными клиентами, другие — только с магазинами одежды, третьи — только на Москву, и так далее.

Серьезной конкуренции между ними нет, потому и качество услуг не всегда хорошее. Отсюда минусы:

  • Непрозрачная тарификация
    Фулфилмент-операторы предлагают много услуг, при этом пользуются разными методами тарификации: плата за каждую операцию (обработка одного заказа, упаковка одного заказа и пр.) или процент от оборота клиента (чем больше оборот, тем меньше этот процент). При этом бывают разные дополнительные условия (например, отдельная тарификация услуг, которые не входят в обговоренный объем).

    В результате бывает сложно спрогнозировать, сколько же придется заплатить подрядчику в конце месяца.

  • Ограниченная доставка
    Сегодня покупатель привык сам выбирать способ доставки. Если вы работаете в «одно окно», он может выбрать только из вариантов, которые предлагает фулфилмент-оператора.
  • Потеря индивидуальности
    Для всех клиентов фулфилмент-оператора оказываются стандартные услуги: вашим клиентам не повезут товар на брендированной машине, в посылках не будет вручную написанных посланий от продавца, а курьер не расскажет, как пользоваться покупкой.
  • Медленная реакция в экстренных ситуациях
    Бывают ситуации, когда без вмешательства владельца или сотрудника интернет-магазина не обойтись: быстро заменить товар постоянному клиенту, уладить конфликт с покупателем, выяснить дополнительные характеристики товара. В этом случае фулфилмент-оператору придется сначала связываться с магазином, и время решения проблемы увеличится.

Выбор фулфилмент-оператора

Критерии выбора

При выборе подрядчика для фулфилмента обратите внимание на:

  • опыт и «портфолио» компании: сколько лет на рынке, сертификация, кто клиенты, на каких товарах специализируется, есть ли успешные кейсы;
  • надежность и гибкость IT-системы: насколько легко интегрироваться и автоматизированы ли процессы;
  • спектр услуг: есть ли своя курьерская служба или с какими курьерскими службами сотрудничает, есть ли call-центр, могут ли обрабатывать платежи;
  • площади: насколько вместительный склад, смогут ли выдержать стремительный рост объемов.

Фулфилмент-операторы

Всех подрядчиков этой тематики можно разделить на группы по размеру и по виду основной деятельности:
фулфилмент-операторы

У «мелких» операторов цены обычно самые низкие, но процессы работы могут быть неотлажены. Сотрудничество с ними, вы делите риски пополам. «Средние» надежней, пожалуй лучше всего подходят для начала работы с фулфилментом. У «больших» все процессы отлажены, но они охотнее сотрудничают с крупными клиентами.

Выбирайте фулфилмент-оператора из каталога на сайте Shopolog и каталога Data Insight.

***

Для малого и среднего бизнеса фулфилмент — шанс быстро нарастить обороты, сосредоточившись на маркетинге и продажах и не отвлекаясь на логистику.

Читайте подробнее о фулфилменте в России в исследовании компании Data Insight «Фулфилмент для интернет-торговли».

Об авторе
Анна Конева — контент-маркетолог и редактор в Эквиде. Разбирается в интернет-рекламе и статистике. Любит большие города, пасту и фильмы Вуди Аллена.