Как интернет-магазину организовать собственную доставку по городу: советы локальным бизнесам
21 июля 2020, Анастасия Прокофьева, Эквид

3 способа организовать доставку по городу: советы локальным бизнесам

У локальных бизнесов есть преимущества перед теми, кто работает на всю страну: нарастает тренд поддержки местных магазинов и производителей, люди больше доверяют «своим», доставлять товары в пределах региона или города можно максимально быстро.

Как раз о доставке: если у вас булочная, продуктовая лавка, фермерское хозяйство, цветочный магазин — доставлять товары часто нужно в тот же день. А если кафе — максимум за пару часов. Магазинов, которые торгуют не продуктами питания, это правило тоже касается: люди ожидают, что получат товар быстро, раз вы находитесь в одном с ними городе.

Доставку по городу можно организовать несколькими способами. Выбирайте подходящий или комбинируйте.

Подпишитесь на рассылку блога
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Способ 1. Собственные курьеры в штате

Собственная курьерская служба для интернет-магазина — это полный контроль над доставкой товара и возможность улучшить имидж компании.

Если заказов мало, то развозить их можно самостоятельно. Специально нанимать курьеров стоит тогда, когда заказов достаточно, чтобы загрузить человека на полный рабочий день (либо на полдня, совмещая обязанности курьера с другими — упаковка, сортировка товара или что-то ещё).

Помните, что заботы о доставке не исчезают после найма курьеров: скорее всего вам придется контролировать сборку заказов и их своевременную доставку. Но в любом случае, своих курьеров контролировать проще, чем подрядчика. Плюс у вас будет возможность улучшить имидж компании:

  • Оденьте курьеров в фирменную одежду. Достаточно футболки, куртки или бейсболки в цветах компании и с логотипом. И вот ваш курьер уже выделяется среди остальных и своим видом поддерживает мнение о вас как о серьёзной компании. Папку с документами, которую курьер держит в руках, также можно оформить в фирменном стиле, хотя бы наклеив логотип.
  • Научите работников правильно общаться с клиентами: предупреждать о своём приезде звонком, соблюдать договорённости по времени доставки, здороваться и прощаться, вежливо отвечать на вопросы клиента. Проведите инструктаж, дайте памятку со всеми рекомендациями и первые пару раз съезде с курьером, чтобы помочь и посмотреть, как он держится.

    Иногда к доставке бывают специфические требования. Например, если продаёте товары для малышей, лучше предупреждать о приезде курьера не звонком, а в смс — ребёнок клиента в это время может спать, а звонков вы можете его разбудить. Или доставка цветов — товар привозят не заказчику, а получателю. И заказчик может захотеть остаться анонимным. Курьеру обязательно нужно знать об этом условии, плюс стоит заранее подумать, как отвечать на расспросы получателя.

  • Сделайте удобную оплату. Банально: клиент даёт крупную купюру, а у курьера нет сдачи. Поэтому стоит заранее уточнять, сколько сдачи потребуется заказчику. Хорошо, если курьер сможет принимать оплату картами, всё больше клиентов предпочитают этот способ. К тому же, безналичный расчёт безопасней путешествий по городу с кучей налички в машине.

    Ещё проще вам и курьеру, если заказ можно оплатить на сайте. Онлайн-оплата может быть единственным способом платежа в вашем магазине — большинство клиентов предоплата уже давно не пугает.

Периодически спрашивайте клиентов, довольны ли они доставкой. Этот совет актуален не только для своих курьеров, но и для всех способов доставки. Можно проводить опрос в мессенжерах или по телефону.

Пример, как доставка суши опрашивает клиентов после каждого заказа

Пример, как доставка суши опрашивает клиентов после каждого заказа

Впечатление от самого удобного магазина и качественного товара может испортить доставка — привезли не вовремя, невежливый курьер, помятый товар или другие неприятности. Чтобы быть уверенными в своём сервисе на 100%, используйте собственных курьеров.

Хотя и сторонних курьеров можно обучить. Об этом следующий способ.

Способ 2. Курьеры-фрилансеры

Этим способом поделились с нами владельцы цветочного интернет-магазина in-the-air.ru. Рассказываем, как они обходятся без найма курьеров в штат при доставке такого деликатного и «срочного» товара, как букеты. Магазин работает в Москве, но вариант подойдет и для других городов.

Требования к доставке
Срочная доставка (в день заказа или на следующий) в пределах города и области. Ни один из популярных крупных доставщиков вроде Boxberry или СДЭК для такой задачи не подходят.

Где ищут курьера
Для поиска курьера магазин использует сервис срочной доставки «Достависта». Работает так: размещаешь заказ на доставку, курьеры видят этот заказ в реальном времени. Если условия подходят, курьер берёт заказ. Очень похоже на работу такси.

Пока сервис работает не во всех городах, но список постепенно увеличивается:

Список городов, где работает “Достависта”

Список городов, где работает «Достависта»

Минимальная стоимость доставки по Москве — 150 рублей, в Петербурге — 130 рублей, в остальных городах — 100 рублей. Но итоговая цена рассчитывается индивидуально для каждого заказа и зависит от расстояния, веса и размера посылки. После выбора параметров вы получаете точную стоимость доставки.

Можно задать время прибытия курьера на забор товара с шагом в 30 минут и время доставки клиенту. Пешие курьеры для доставки по Москве работают быстрее, чем на авто. В регионах может быть по-другому.

Ещё одна особенность сервиса: курьер может принимать оплату у клиента. Удобно, если у вас в магазине есть вариант оплаты «при получении».

Как рассчитывают стоимость доставки для клиента
В магазине настроена фиксированная стоимость доставки для разных районов города и области. Стоимость подобрана опытным путём. Например, доставка букета внутри МКАДа обычно не превышает 400 рублей.

Зоны доставки в магазине In the Air

Зоны доставки в магазине In the Air

Для доставки в область есть сгруппированные направления, по ним указана стоимость с небольшим запасом.

Как налаживают постоянную работу с курьерами
Магазину удобно работать с одними и теми же курьерами. Иначе каждого нового курьера приходится обучать заново: как добраться до магазина, какая специфика доставки букета, как обращаться с букетом и упаковкой, как везти букет в дождь или в снег… Поэтому со временем ребята начали договариваться о постоянной работе с теми курьерами, которые хорошо себя показали и заинтересованы сотрудничать.

В результате у магазина организовался круг таких курьеров, около 20 человек. Для них создали отдельный чат в мессенджере, куда администратор магазина кидает заявки. Кто первый откликнулся, тот и забирает заказ. Если ни один курьер не отозвался, снова начинают поиск в «Достависте».

Если в вашем городе «Достависта» не работает, можно попробовать альтернативные сервисы. Например, You Do или Яндекс.Услуги. Но там нет автоматического расчёта стоимости, с курьером нужно договариваться индивидуально.

Поиск курьеров на You Do

Поиск курьеров на You Do

Поиск курьеров на Яндекс.Услугах

Поиск курьеров на Яндекс.Услугах

Способ 3. Службы такси

Во время карантина многие службы такси добавили услугу доставки для физических лиц. Нужно вызвать такси в приложении, как обычно, но выбрать в опциях именно доставку. Посылку нужно передать водителю и можно отслеживать его перемещение до получателя. Деньги списываются с карты (либо нужно оплатить наличными водителю заранее).

Заказ доставки в приложениях Яндекс.Такси и Ситимобил

Заказ доставки в приложениях Яндекс.Такси и Ситимобил

Недостаток этого способа доставки — в нужный момент может не оказаться свободных водителей. Но если доставка, например, на завтра, можно заказать такси заранее на нужное время.

Возможно, скоро сервисы разработают решения по доставке специально для бизнесов. Яндекс.Такси уже начали работать в этом направлении и предлагают заключать договор на услуги доставки. Преимущества:

  • оплата с расчётного счета;
  • личный кабинет с онлайн-отчётностью;
  • возможность вызвать сразу несколько курьеров;
  • закрывающие документы.

Небольшие бизнесы могут использовать бизнес-аккаунт без заключения договора.

Если решите воспользоваться услугой, расскажите нам, как у вас получилось :)

Самовывоз

Не доставка, но тоже очень важный вариант, который локальные магазины должны использовать. Вот почему:

  • Удобно. И клиентам, и продавцу. Покупатель может заехать в удобное время, а не ждать курьера. Продавец не тратит время и силы на организацию доставки. Оба экономят деньги.
  • Помогает в продвижении. Если вы зарегистрируетесь в Яндекс.Справочнике и Google Мой бизнес, указав физический адрес, покупатели смогут найти вас на картах Яндекса и Google.

Дайте покупателям чёткую инструкцию, когда и где они смогут забрать свою покупку

Дайте покупателям чёткую инструкцию, когда и где они смогут забрать свою покупку

Читайте по теме: 5 способов организовать самовывоз в интернет-магазине

Как настроить способы доставки в магазине на Эквиде

Если у вас интернет-магазин на Эквиде, вы можете добавить все перечисленные способы доставки и даже больше:

  • Автоматический расчёт стоимости доставки от СДЭК, Boxberry, Почты России.
  • Настройка стоимости в зависимости от зоны доставки.
  • Фиксированная стоимость.
  • Бесплатная доставка.
  • Самовывоз.

Смотрите подробные инструкции для каждого способа в нашей Базе знаний.

Как запустить интернет-магазин

Как открыть интернет-магазин без риска

Пошаговая инструкция для всех, кто начинает бизнес и боится, что не получится.

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Об авторе
Анастасия Прокофьева – автор статей в блоге Эквида. Пишет об интернет-маркетинге и продвижении, чтобы помочь владельцам интернет-магазинов продавать больше. Питает любовь к кошкам и шоколаду.
Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.