Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов

Анализ конкурентов в интернете: инструкция и подборка сервисов

Читать 4 минуты

Посмотри, как делает конкурент, и сделай лучше — верная формула успеха. А ещё у конкурентов стоит учиться, в том числе и на их ошибках.

К конкурентному анализу принято прибегать при запуске нового бизнеса или товара, а вот в ежедневной текучке он забывается. И зря. Конечно, если у вас уже есть бизнес, главных конкурентов вы наверняка знаете. Но иногда стоит поглядеть на их работу повнимательнее и выяснить, что они делают лучше и эффективнее. И улучшить в своём бизнесе то, что вы пока упускаете.

Рассказываем, с чего начать анализ конкурентов в интернете и какие бесплатные сервисы в этом помогут.

Как продавать в интернете
Рассылка для владельцев интернет-магазинов и тех, кто хочет ими стать.
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Зачем и как анализировать конкурентов

Конкурентный анализ — это возможность поднять эффективность своего бизнеса и не пропустить вперед своих конкурентов. Причем даже быстрый поверхностный анализ уже даст пользу: вы увидите, что можно улучшить в своём магазине и продвижении.

Анализ конкурентов помогает понять:

  • кто ваш истинный соперник;
  • как конкурент продвигает свой интернет-магазин;
  • какие запускает акции по привлечению клиентов;
  • по каким запросам приходят к нему покупатели;
  • какой сервис конкурент предоставляет покупателям;
  • какие конкуренты есть у вашего конкурента.

Начните анализ с определения прямых конкурентов: интернет-магазины с аналогичным товаром в вашем регионе продаж. Они претендуют на вашу прибыль и внимание клиентов, а значит требуют пристального изучения. Оцените их работу по направлениям: сайт, SEO, соцсети, контекстная реклама, email-рассылки и контент-маркетинг.

Оценку можно провести вручную, просматривая визуал сайта, или автоматизировать часть работы. Идеальный вариант — совместить эти два метода. Все полученные данные фиксируйте в таблице Excel или Google Таблицы. Они пригодятся вам для улучшения своего интернет-магазина и оценки динамики конкурентов в долгосрочной перспективе.

Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов

Пример Google Таблицы

Визуальная оценка сайта

Начать поиск главных конкурентов лучше через поисковики Yandex или Google и желательно в режиме инкогнито. Так алгоритмы не смогут считать историю ваших предыдущих запросов и покажут реальные позиции соперников. Введите в поисковую строку те запросы, по которым к вам чаще приходят посетители, и смотрите первые пять строчек. Так у вас появятся кандидаты на визуальный анализ сайтов.

Совет: проявите уважение к конкурентам. Мы не сомневаемся, что ваш магазин замечательный, но эти ребята тоже неплохо устроились на рынке. Не стоит сразу же презрительно отмечать, что дизайн у них вырви глаз, а шрифт старомодный. Пока дела у них идут лучше, чем у вас: они в топе поиска и наверняка зарабатывают. Важно понять, как они добились результата.

Наши 12 вопросов помогут оценить сайт конкурента непредвзятым взглядом. Все ответы заносите в таблицу, чтобы всегда иметь перед глазами сравнительный анализ сайтов-конкурентов.

  1. Чем этот интернет-магазин привлекает посетителей?
  2. Как цены в нём отличаются от ваших?
  3. Как сфотографирован товар, как составлено описание? Подмечайте мелочи.
  4. Как организована доставка, какие условия возврата продукции?
  5. Каким образом посетителя сайта призывают к действию? Как это можно сделать лучше?
  6. На сайте есть призыв к подписке на рассылку?
  7. Ресурс оптимизирован под мобильные устройства?
  8. Как магазин представлен в соцсетях? Как часто они выкладывают материалы и какие? Как общаются с подписчиками?
  9. У магазина есть блог? Его ведут регулярно?
  10. Как выполнен дизайн магазина? Что можно изменить в лучшую сторону?
  11. Удобно ли организован процесс совершения покупки? Какие есть плюсы, какие минусы?
  12. Чем вы кардинально и в лучшую сторону отличаетесь от этого магазина?

В идеале стоит сделать пробную покупку, чтобы прочувствовать достоинства и недостатки сервиса конкурента.

После визуального анализа приступайте к изучению инструментов. Не стоит сразу тратить деньги и покупать несколько платных сервисов, начните с бесплатных. Позднее вы поймете, подходят ли они под ваши запросы, легко ли с ними работать, а дальше можно «копнуть поглубже» и перейти на платные версии программ.

Работу сервисов продемонстрируем на примере интернет-магазина kokosina.com. Итак, приступим.

Бесплатные сервисы для анализа конкурентов

Serpstat

Онлайн-сервис показывает ваших конкурентов, видимость сайта для клиента, ключевые слова для SEO, страницы-лидеры. Зарегистрируйтесь, а бесплатного доступа вам вполне хватит для начального анализа. В Serpstat установлено ограничение по количеству запросов за один день.

Как использовать сервис:

  1. Откройте раздел «Анализ конкурентов», укажите адрес своего сайта и запускайте поиск. В поисковой строке выбираете поисковую систему для анализа: Google или Yandex. Мы рекомендуем искать в обеих, так вы сможете увеличить круг своих соперников. После обновления страницы формируется общий отчет по указанному вами сайту.
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  2. Найдите внизу страницы раздел «Конкуренты в поисковой выдаче». Здесь указаны основные сайты-конкуренты, их рост и падение видимости. Обратите внимание, что конкуренты отличаются в разных поисковиках. Смотрите примеры ниже.

    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов

    Анализ по Yandex

    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов

    Анализ по Google

  3. Составьте список возможных конкурентов из двух поисковых систем и удалите некоммерческие ресурсы:
    • информационные сайты;
    • форумы;
    • доски объявлений: Юла, Avito;
    • маркетплейсы, где интернет-магазин выступает площадкой между продавцом и покупателем. Например, OZON, WildBerries, Lamoda и т.д.

Перечень конкурентов готов. Используйте его для визуального анализа сайтов или же для оценки в других сервисах. Хотите глубже погрузиться в анализ с сервисом Serpstat? Наша инструкция вам поможет.

MegaIndex

По адресу сайта сервис находит ближайших конкурентов, сравнивает позиции, показывает его видимость в поисковиках и примерную посещаемость.

Испытайте себя в роли SEO-специалиста: регистрируйтесь и погружайтесь в SEO-аналитику.

Как использовать сервис:

  1. Начните работу с поиска конкурентов. На главной странице перейдите в приложение «Поиск конкурентов».
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  2. Введите в поисковое поле сайт своего интернет-магазина и активизируйте поиск. Сервис выдаст таблицу с вашими ближайшими конкурентами. Не пугайтесь, их число может доходить до 100. Теперь надо отобрать прямых конкурентов. Чем выше показатель по столбцу «Соотношение, %», тем выше конкуренция с этим сайтом. Рекомендуем перепроверить ваших конкурентов и ваши области пересечения: запросы в поисковых системах могут совпадать, а деятельность кардинально отличаться.
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  3. Выделите конкурентов для запроса и пройдите по ссылке «Сравнить видимость» внизу страницы.

Смотрите подробное руководство по формированию других отчетов, которые пригодятся для конкурентного анализа.

SimilarWeb

На англоязычном сервисе Similarweb удобно смотреть конкурентов, посещаемость их ресурса, распределение трафика по странам, его источники, интересы аудитории. Данные предоставляются с некоторой погрешностью, это вы увидите, если проанализируете свой ресурс в Similarweb и сравните результаты с Яндекс.Метрика или Google Analytics. Если сайт небольшой, в бесплатной версии есть вероятность, что информации по сайту вообще не будет. При анализе интернет-магазина kokosina.com произошел именно этот вариант.

Как использовать сервис:

  1. Регистрироваться на сайте не нужно, сразу приступайте к поиску. Указываете в поисковой строке адрес сайта и получаете подробный отчет. Или можете сразу сравнить свои сайт одновременно с 5 конкурентами. Для этого в поисковую строку забейте конкурентов и свою компанию.
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  2. В отчете отображается:
    • количество посещений и их продолжительность;
    • число посещенных страниц;
    • показатель отказов;
    • географию и источники трафика;
    • процент реферального, органического и платного трафика;
    • перечень приоритетных соцсетей для привлечения аудитории;
    • категории интересов аудитории;
    • связанные мобильные приложения.

А чтобы не упустить важной информации, фиксируйте все данные в созданной вами таблице.

Keys.so

Создатели сервиса называют его инструментом конкурентной разведки. Инструмент помогает найти запросы, по которым соперники ранжируются в поиске или продвигаются с помощью платных объявлений.

Всего за несколько минут вы определите, перед вами крупный или мелкий игрок.

Как использовать сервис:

  1. Зарегистрируйтесь и приступайте к экспресс-анализу. На главной странице в поисковое поле введите адрес интернет-магазина. Вы можете указать свой сайт или сайт конкурента. Этот инструмент стоит использовать с уже готовым списком конкурентов.
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  2. Проанализируйте и внесите полученные показатели в сравнительную таблицу:
    • место в Рунете: меньше значение — выше сайт в списке и больше поискового трафика;
    • охват ключей: меньше показатель — больше запросов, по которым сайт показывается пользователям;
    • ключевые фразы;
    • конкуренты. Не уверены в полном перечне своих конкурентов, обратитесь к конкурентам своего соперника.
    • страницы: ранжирование по запросу поисковика, позиция в выдаче, частота из Wordstat.

Букварикс

Инструмент поможет узнать ключевые слова, по которым сайт конкурента занимает первые 50 позиций в результатах поисковой выдачи Яндекса и Google.

Как использовать сервис:

  1. Введите в поисковую строку сайт конкурента и запускайте поиск. Результаты вы сможете скачать в формате.csv. Соберите ключевые слова конкурентов, которых вы отобрали в предыдущих сервисах.
    Как проанализировать данные о конкурентах в интернете: инструкция и подборка сервисов
  2. Функция «Дедупликатор слов» облегчит вам задачу и удалит дубли. Просто загрузите список из слов, которые собрали, и семантическое ядро по вашим конкурентам готово.
  3. Сравните основные ключевые запросы по нескольким сайтам одновременно. Укажите сайты конкурентов, и получите список общих для всех сайтов слов.

Что делать с собранной информацией

Вы заполнили таблицу и значит уже частично справились с анализом. Поздравляем! Но не останавливайтесь на этом этапе, главная часть работы ещё впереди:

  • Определите характеристики, по которым вы впереди своих соперников, а какие «проседают» и их нужно подтянуть. Вот эти улучшения и изменения в вашем бизнесе — и есть цель конкурентного анализа.
  • Начните продвигаться по запросам, которые ранее не использовали, но они приводят клиентов.
  • Проводите анализ не реже 1-2 раза в полгода. Это не должно стать разовой акцией: провести, сохранить отчет в дальней папке на компьютере и вспомнить через 2 года. Так не работает.

Помните, не только вы, но и конкуренты «подсматривают» за вами :) Становитесь лучше, чем были вчера, а мы поможем вам на этом пути.

12 обязательных элементов карточки товаров

Маст-хэв для увеличения продаж в интернет-магазине

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Оглавление

Начните продавать в интернете

Создайте свой онлайн-магазин с помощью Эквида. Это просто и быстро. Смелее! Всё получится.

Об авторе

Ксения Пинкова — редактор и писатель в Эквиде. Делает все, чтобы как можно больше людей узнали о возможностях Эквида. Любит готовить, смотреть сериалы про супергероев и ходить в походы.

Откройте интернет-магазин прямо сейчас

Мы используем cookie-файлы и сервисы аналитики, чтобы помнить о ваших предпочтениях, оценивать эффективность наших рекламных кампаний и улучшать работу сайта. Выбирая «Принимаю», вы даёте согласие на использование файлов cookie.